четверг, 22 сентября 2011 г.

Кружево крючком. Гипюрное кружево.

Кружево крючком. Гипюрное кружево.

Возможности вязания крючком безграничны. Особенно ярко это выражается в способности вязания крючком имитировать различные виды кружев. Вязание кружева крючком: ирландское кружево, так же как и вязание в стиле ирландского кружева, наборная техника вязания, сцепной гипюр – довольно часто встречающиеся близкие, а порой и подменяющие друг друга, понятия. Но как бы мы не называли такое вязание, в результате получается восхитительное и необыкновенное кружевное вязаное полотно.

Приступая к вязанию кружева крючком, мы сначала формируем для себя некую идею, образ будущего изделия. И здесь необходимо от чего-то оттолкнуться, будь это уже готовая модель из журнала, либо модель известного дизайнера, модель из каталога и даже то, что совсем не имеет ни какого отношения к вязанию, одежды - увиденная графическая картинка, рисунок на ткани, кованные железные ворота, ювелирные изделия, природа, лес, цветы вокруг нас. Словом вдохновение можно черпать из чего угодно, было бы желание творить. Мне попался в руки шарф, из которого я решила сделать нарядную кофту, естественно мне захотелось скомбинировать ткань и вязание, вязание, конечно, моим любимым наборным кружевом.

Я исходила из того, что удачно подобрать несколько цветов к моему шарфику невозможно, поэтому я решила опереться на один единственный цвет: универсальный, подходящий практически ко всему – черный. И сразу возникла мысль сочетание черного гипюрного кружева и ткани – как раз то, что нужно. Постепенно работая над данной идеей, просматривая различные кружева, я попутно сделала для себя открытие, что практически любое кружево, будь то, редчайшее музейное кружево прошлых столетий, или самое простое тканевое, гипюрное кружево «современного производства» таит в себе целый кладезь идей и находок.

Я остановилась на идее подражания гипюрному кружеву в привычном для нас понимании «классического кружева» – тем кружевным тканям фабричного производства, которые мы часто видим в магазинах тканей. Для себя я определила, что, несмотря на бесконечное многообразие данных гипюрных тканей, всех их объединяет, во-первых, повторяющийся штамп рисунка (все-таки в первую очередь это ткань), во-вторых, достаточно однотипные, похожие мотивы, расположенные в незатейливые комбинации. Т.е. никаких сложных сюжетных линий, перегруженных, филигранных, утяжеленных мотивов, смысловая нагрузка во всей композиции минимальна. Все достаточно просто и в тоже время красиво. При этом сами мотивы должны быть рельефными, выпуклыми, что вполне соответствует одному из определений гипюрного кружева.

ГИПЮР — (франц. guipure). Сорт кружев, отличающийся выпуклым рисунком узора. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 – 1940.

После того, как с общей идеей становится все более или менее понятно, беремся за работу и начинаем с мотивов.

Итак, основной центральный мотив. Все мотивы я старалась сделать одинаковыми, однотипными. У меня получился цветок и несколько, два три таких же мотивов, объединенных в группу.

Вяжем колечко из 6-7 ВП (воздушная петля), обвязываем его 20 С1Н (столбик с одним накидом), далее вяжем через петлю 1 С1Н, 3 ВП.

Особое очарование и неповторимый вид наборному кружеву придают объемные, трехмерные, рельефные, выпуклые мотивы. Такой объемности мотива можно добиться, используя, например, пышные или витые столбики, многоярусные лепестки.

В данном случае я вязала пышные столбики. Чтобы мой пышный столбик, состоящий из 4 С1Н, принял вид шишечки, для спуска я вязала 1ВП, а не 2ВП, в результате чего он «закруглялся». Этот же принцип я использовала и при вязании лепестков мотива. Лепестки получились не плоскими, а выпуклыми, закругленными за счет того, что количество ВП для спуска было меньшим, чем это полагалось.

Далее я вязала три, даже не знаю, как назвать, пусть будут – «длинные лепестки». Вяжем цепочку из ВП, длинна этой цепочки (она может быть разной) как раз и определяет длину самого лепестка. Затем возвращаемся СБН (столбик без накида) к основанию цветка и потом обратно.

Далее, провязав «хвостик» длинного лепестка, начинаем вязать цепочку из ВП к основанию мотива. Длина «хвостика» так же может быть различной. Потом вяжем ряд СБН к «хвостику» и ряд СБН обратно. Первый «длинный лепесток» готов. По такому же принципу вяжем еще два лепестка, соединяя их между собой в процессе вязания цепочки ВП соединительным С1Н. При этом, стараемся во-первых, уместить все три длинных лепестка в оставшееся пространство и во-вторых, вязать их разной длинны: большой, средний, маленький и различные варианты.

С одной стороны идея этой работы – «воссоздать» рисунок тканевого гипюра, который является однотипным, шаблонным рисунком. С другой стороны - необходимость сохранить в работе рукотворное очарование кружева связанного крючком. Поэтому я стремилась, прежде всего, к компромиссу между этими двумя крайностями: несмотря на то, что мотивы должны быть похожими, они не должны быть абсолютно одинаковыми, клонированными, хоть в чем-то, но они должны отличаться. Например, вязать в одном мотиве шесть маленьких лепестков, в другом четыре. А «длинные лепестки» всегда вязать различной длины. Для того чтобы придать мотиву законченность я обвязывала его контрастной нитью (вискоза), после чего «длинные лепестки» распрямлялись и не скручивались.

Затем уже готовый мотив либо используем в нашей композиции в одиночестве, либо соединяем с другим мотивом в комбинацию.

Низ изделия, край рукавов и горловину я решила оформить гирляндой соединенных между собой мотивов «длинными лепестками» вниз.

После того, как композиционная составляющая готова и мотивы разложены, начинаем следующий этап: заполнение остального пространства шнурами и сеткой. В качестве шнура я решила попробовать вязать цепочку из ВП, обвязанную 2 рядами СБН. Прокладываем «дорожку» от мотива к мотиву, или от мотива к «дорожке», разграничивая этим пространство на отдельные островки – зоны, которые потом заполняем сеткой.

Я заметила, что в работах, выполненных в технике наборного кружева, любой эффект усиливается контрастом и именно принцип контраста я стараюсь использовать при вязании в своих работах. В данном случае это выглядит так. Если один участок – островок я вяжу крупной сеткой, то соседний островок – мелкой, в одном применяю кружки, в другом их не применяю. Такой же принцип я старалась использовать и при вязании сетки внутри самого «островка». Так же я заметила, что использование в одной работе несколько видов сетки делает ее намного интересней и выигрышней той работы, где используется сетка только одного вида. Поэтому я старалась вязать ее по-разному.

Так как шнур из СБН довольно плотный, «хвостики» удобно прятать не крючком, а с помощью иглы.

Затем все изделие собирается в единую конструкцию, после чего готовую связанную часть кофты сшиваем с тканью. Далее приведены некоторые моменты рабочего процесса.

кружево крючком
гипюрное кружево
гипюрное кружево
гипюрное кружево

Вот такая кофта у меня получилась. Желаю всем творческих успехов!

В качестве иллюстрации в статье использовались материалы с ЖЖ marinni: Кружево-Lace.14-18 век, Кружево. 17-19 век.

Автор: Савельева Антонина

Источник.

1 комментарий:

Ксю комментирует...

простите за выражение, но это ахренительно красиво!!!.... теперь жалею что уроки труда в школе совсем забыты...и как это делается я не помню